Сейчас на сайте: 0
пр.Ленина, 83
mariupol.org.ua
529-444 заставка         
ПОИСК / База данных
Категория:
Тип:
Город:
Район:
Цена, $:
от  до
Комнат:
от  до
Этаж:
 с по
Уровень: Эксклюзивные объекты
Прочие объекты
Все объекты
НОВОСТИ рынка
Новый закон изменит статус дач

250_copy.jpg

Дачные дома можно легализовать, но пока не сейчас. Новый закон о дачных домах позволит легализировать самострои и упорядочить дачную застройку. 

Топ «покращень» с 1 сентября: утилизационный сбор и ограничения наличных расчетов

7.jpg

Осенью вступят в силу ряд законов, которые существенно повлияют на жизнь украинцев.

Отныне недвижимость будут оценивать по-новому

15.jpg

С 1 августа вводятся изменения на рынке оценки имущества, согласно которым оценку для целей налогообложения смогут проводить только те компании, которые успеют до этого времени получить соответствующий сертификат

Оформление сделок с недвижимостью по новым правилам: схема, документы

image14043500_cb3945acf2b440bf30551aa0fbc9776d.jpg

С 1 августа и с 1 сентября вступают в силу два изменения порядка осуществления сделок с недвижимостью. Эксперты прогнозируют, что из-за этого рынок может быть парализован на месяц.

все новости >>

Закон "О риэлторской деятельности", который может перевернуть Ваш бизнес
Печать E-mail

На данный момент деятельность посредников на рынке недвижимости не регулируется единым законодательным актом. Так считают представители Ассоциации специалистов по недвижимости (АСНУ), поддерживающие законопроект «О риэлторской деятельности» от 27 апреля 2007 года, который был внесен на рассмотрение в Верховную Раду Украины народным депутатом Игорем Прасоловым (Партия регионов). Но большинство риэлторов, не входящих в Ассоциацию, высказывается против положений законопроекта. По их мнению, многие из предлагаемых пунктов не столько регулируют, сколько ограничивают деятельность на рынке недвижимости.

Из истории

Подобные проекты уже выносились на рассмотрение нардепов. Первый раз – в 1999 году, но документ так и не был одобрен даже в первом чтении. Тогда парламентарии отметили угрозу свободе и правам риэлторов как субъектов предпринимательской деятельности, которую несли формулировки законопроекта, составленного по указанию Леонида Кучмы. В частности, опасность сосредоточения прав на регулирование рынка недвижимости в узком кругу лиц, а именно Риэлторской Палаты, выборного органа самоуправления. Тогда депутаты заявили, что «создается пирамида организаций», а главным замечанием к проекту было отсутствие прописанного механизма о возмещении ущерба клиенту, то есть не был проработан вопрос ответственности риэлтора.

В 2000 году в Верховную Раду был подан законопроект «Об осуществлении операций с недвижимым имуществом» авторства Сергея Кивалова. В нем также, как и в первом варианте, предлагалось создать высший регулирующий орган, Совет единой профсоюзной организации риэлторов, который избирался бы на съезде по всем правилам партийных организаций. Обязательным для всех риэлторов, которых в законопроекте именовали «агентами по недвижимому имуществу», было вступление в профсоюз.

Оба законопроекта грешили угрозой монополизации рынка, искусственного ограничения конкуренции за счет жестких условий лицензирования деятельности риэлторов — возражения по этому поводу поступили от Антимонопольного комитета и других государственных органов. Кстати, еще в середине 90-х годов на съезде риэлторов обсуждался проект закона, регулирующего деятельность на этом сегменте рынка, но тогда энтузиазм делегатов съезда по поводу «своего» закона остудил Юрий Ехануров: он выразил удивление тем, как стремятся риэлторы отдать полностью контроль над своей деятельностью государству. Одобрения съезда проект не получил и, соответственно, не дошел до Рады.

И вот предпринимается очередная попытка урегулировать законодательно рынок недвижимости Украины. Благие намерения создателей законопроекта очевидны: сертификация и единые стандарты риэлторской деятельности помогут избавиться от непрофессионалов, защитить интересы потребителей риэлторских услуг и, собственно, обеспечить правовую поддержку участников рынка. Активно лоббирует проект АСНУ, активно выступают против члены других риэлторских ассоциаций и агентства, не состоящие в профильных организациях. Разобраться в том, что несет рынку недвижимости новый закон, предлагаем на страницах нашего журнала.

Риэлтор — это звучит?

Первое, что обращает на себя внимание, – это уточнение, что действие закона не распространяется на «риэлторскую деятельность государственных предприятий, учреждений, органов и организаций, их подразделений и должностных лиц, уполномоченных законами Украины оказывать риэлторские услуги». Если уж госучреждения соберутся заниматься посреднической деятельностью, то она должна регулироваться не на общих для всех участников рынка основаниях? Вопрос, очевидно, должен быть адресован составителям законопроекта.

Возражения со стороны участников рынка недвижимости вызывает и заявленное в статье 3 раздела «Общие положения» рассматриваемого законопроекта ограничение видов деятельности. Дословно: «Риэлторская деятельность является исключительным видом деятельности субъектов риэлторской деятельности. Субъектам риэлторской деятельности не разрешается осуществление иной деятельности, кроме риэлторской». Как минимум, это положение противоречит Закону Украины «О предпринимательстве», в котором заложен принцип свободы предпринимательской деятельности. Как максимум — предусматривает закрытие отделов продаж, например, в строительных фирмах или юридических отделов в агентствах недвижимости. Либо их выделение в отдельное юридическое лицо и переименование, что потянет за собой не только путаницу для потребителей, но и бумажную волокиту для самих предприятий.

Далее по тексту законопроекта читаем: «Риэлтором может быть физическое лицо, которое имеет базовое высшее образование, сдало квалификационный экзамен, по результатам которого получило Квалификационное свидетельство риэлтора и зарегистрировано в Реестре риэлторов Украины». Вопрос в том, какое образование считать базовым: юридическое, экономическое или управленческое? Тем более, как показывает практика, сейчас на рынке с успехом работают люди, окончившие педагогические, строительные, инженерные вузы или вовсе профтехучилища. А дипломированные юристы в штате агентства, к сожалению, еще не являются стопроцентной гарантией его честной работы.

На настоящий момент в Украине действует несколько образовательных структур, каждая под эгидой того или иного объединения риэлторов. Свои системы повышения квалификации разработали и другие профильные объединения, и, в принципе, свидетельство об окончании тех или иных курсов котируется только в рамках именно той организации, которой и проводились занятия. А клиент пока еще не настолько разборчив, чтобы запрашивать у риэлтора сначала копию диплома, а потом — правоустанавливающие документы на объект, предлагаемый к продаже.

Продавцы недвижимости признают, что качество работы риэлтора действительно зависит от его образования, хотя зачастую не суть важно, какого именно: иногда даже знание психологии позволяет более успешно вести разговор с клиентом. А поскольку рынок недвижимости Украины все еще в процессе развития, база теоретических знаний о риэлторском деле и научные к ней подходы — тоже в стадии разработки, причем зачастую именно исходя из ежедневной практики риэлторской деятельности. Хочется верить, конечно, что рынок уже подошел к тому уровню, когда накопленные эмпирические знания могут быть использованы как материал для обучения, но практика была, есть и будет незаменимым экзаменом для всех, кто хотел бы занять свое место под риэлторским солнцем.

А судьи кто?

Разработка программы и нормативов обязательных экзаменов, предусмотренных для риэлторов, как и выдача квалификационных документов, сосредоточены в ведении одного органа — Риэлторской Палаты, которая, согласно законопроекту, еще и разрабатывает стандарты и правила деятельности субъектов рынка. Здесь впору вспомнить предыдущие попытки рассмотреть предыдущие варианты закона, в частности, опасения по поводу монополизация права на регулирование рынка в руках буквально девяти человек. Согласно законопроекту в его нынешней редакции, из них две трети — делегированные члены от АСНУ и еще по одному представителю от Министерства юстиции, Фонда госимущества и Госкомитета по земельным ресурсам. Следовательно, Ассоциация специалистов по недвижимости Украины становится в один ряд (а по количеству членов Палаты – превышает в несколько раз) с государственными структурами, являясь при этом объединением по профессиональному признаку, одним из многих, действующих на территории Украины.

Между тем АСНУ представляет интересы лишь некоторой части всех участников рынка — на момент подготовки материала на сайте Ассоциации в Реестре были зарегистрированы 673 члена. При этом многие другие ассоциации активно работают на рынке, и далеко не каждая из них входит в АСНУ, не говоря уже об агентствах-«одиночках». Но законопроект «О риэлторской деятельности» именно этой организации, посредством участия ее членов подавляющим большинством в Риэлторской Палате, отдает ведущую роль в регулировании отношений между участниками рынка недвижимости. Деятельность Палаты, согласно проекту, включает: сертификацию всех риэлторов, стандартизацию их деятельности, разработку программы подготовки риэлторов и порядка сдачи квалификационных экзаменов, составление Реестра риэлторов, контроль за соблюдением правил и стандартов деятельности (а также соблюдением Закона «О риэлторской деятельности» — что само по себе вряд ли может быть функцией общественной организации). А поскольку Риэлторская Палата заявлена законопроектом как неприбыльная организация, свою деятельность она осуществлять должна за счет платы за проведение сертификации риэлторов, за получение квалификационного свидетельства, сдачу квалификационных экзаменов, за включение в Реестр и добровольные пожертвования.

Также Палата имеет право применять штрафные санкции, вплоть до отзыва квалификационного свидетельства. Случаи, в которых риэлтор может быть лишен права осуществлять риэлторскую деятельность, многочисленны. Сертифицированный специалист не имеет права работать в составе двух и более агентств недвижимости и совмещать работу в агентстве и выступать риэлтором-предпринимателем. А агентство недвижимости, которым, кстати, согласно законопроекту, может руководить исключительно риэлтор с квалификационным свидетельством от Палаты, может потерять свой сертификат субъекта риэлторской деятельности (тоже выдается Палатой) в случае, если в штате агентства есть текучка кадров (см. ст.12).

Кроме того, высший орган управления, все та же Риэлторская Палата, разрабатывает ряд требований к условиям обслуживания клиентов. При внесении прежних законопроектов обязательными считались определенным образом оборудованное помещение с регулируемым количеством и комнат, и офисной техники, охраной, обязательным бухгалтером в штате и так далее. Тогда, в 2000 году, именно против таких жестких условий протестовали мелкие операторы рынка. Сейчас такие моменты не прописаны в самом проекте закона и оставлены целиком и полностью в юрисдикции будущего органа самоуправления, то есть Риэлторской Палаты. Пока что стандарты деятельности агентств недвижимости если и регулируются, то только самим рынком — если, скажем, офис не соответствует представлениям клиента о представительстве компании, заслуживающей доверия, он просто уходит в другое агентство. И в условиях рыночной экономики такая схема в целом работает. А вот насколько целесообразно будет искусственное регулирование, то есть штрафные санкции, которые будет вправе применять Палата в случае несоответствия установленным ею же нормам?

 
ООО «Мариупольская недвижимость», 2009 © Все права защищены.
При использовании материалов сайта гиперссылка www.mariupol.org.ua обязательна.
Телефон: +38 (0629) 529 444
Адрес: пр.Ленина, 83, Мариуполь
Создание сайта
Создание сайта, разработка сайтов, веб-дизайн, изготовление сайтов